ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №6»
г.Благодарный, Благодарненский городской округ, Ставропольский край
  • Информационная безопасность

    Информационная безопасность образовательного учреждения представляет собой комплекс мер различного характера, направленных на реализацию двух основных целей. Первой целью является защита персональных данных и информационного пространства от несанкционированных вмешательств, хищения информации и изменения конфигурации системы со стороны третьих лиц. Вторая цель ИБ – защита учащихся от любых видов пропаганды, рекламы, запрещенной законом информации.Информационная безопасность в современной образовательной среде в соответствии с действующим законодательством предусматривает защиту сведений и данных, относящихся к следующим трем группам:

    • персональные данные и сведения, которые имеют отношения к учащимся, преподавательскому составу, персоналу организации, оцифрованные архивные документы;
    • обучающие программы, базы данных, библиотеки, другая структурированная информация, применяемая для обеспечения учебного процесса;
    • защищенная законом интеллектуальная собственность.

    Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации при участии Альянса по защите детей в цифровой среде обновило информацию, предназначенную для родительского сообщества, о существующих эффективных средствах родительского контроля, предусматривающих возможность их использования на мобильных устройствах (смартфонах, планшетных компьютерах, ноутбуках), на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций). Информация о средствах родительского контроля была опубликована на портале Госуслуг: https://www.gosuslugi.ru/life/details/internet_safety_children.

    Помимо рекомендаций и инструкций по настройкам средств родительского контроля в раздел вошла информация о бесплатных сервисах и материалах по цифровой безопасности и опциях детского режима в различных популярных сервисах и приложениях. В целях доведения информации о средствах родительского контроля до родительского сообщества материалы об обновлении раздела «Безопасность детей в интернете» на портале Госуслуг были опубликованы на платформе Объясняем.рф https://объясняем.рф/articles/news/nagosuslugakh-poyavilis-novye-instrumenty-dlya-zashchity-detey-v-seti/ .

    Интернет предлагает колоссальное количество возможностей для обучения, но есть и доля информации, которую никак нельзя назвать полезной. Пользователи Сети должны мыслить критически, чтобы оценить достоверность материалов. В этом обучающимся помогают преподаватели нашей школы на основании следующих документов:

    Детские безопасные сайты

    Родителям

    СОВЕТ 1

    Расскажите детям, почему не стоит публиковать личную информацию в сети и пересылать конфиденциальную информацию через мессенджеры социальных сетей. И, кстати, объясните им, что относится к личной и конфиденциальной информации.

    СОВЕТ 2

    Обязательно поговорите с детьми о том, как нужно хранить пароли. Скажите им о том, что если кто-то в сети (даже если этот кто-то очень хороший знакомый/друг/значимый взрослый, например, педагог) просит у них пароль/логин, ни в коем случае нельзя передавать их, отправлять через мессенджер, почту или смс, что нужно сразу же сообщить об этой ситуации своим родителям.

    СОВЕТ 3

    Расскажите детям о том, что необходимо ВСЕГДА просматривать настройки конфиденциальности на КАЖДОМ используемом сервисе. Обратите их внимание на то, что нужно всегда внимательно читать и разбираться, к чему получает доступ то или иное приложение или сервис. Предупредите их, что нужно всегда устанавливать МАКСИМАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ПРИВАТНОСТИ вручную. Научите их это делать на нескольких примерах или договоритесь, что каждый раз будете это делать вместе.

    СОВЕТ 4

    Вы ведь уже знаете, что все, что вы публикуете в интернете, остается там навсегда? Как вы думаете, а ваши дети знают об этом? Приведите пару-тройку примеров, когда человек об этом не подумал и к чему это привело... Ну вы всегда такие примеры можете найти в интернете. Скажите детям, что нужно думать дважды, прежде чем отправлять в сеть изображения и видеозаписи со своим участием (членами семьи, друзьями) или оставлять комментарии, о которых позже можно пожалеть.

    СОВЕТ 5

    Ваши дети должны знать, что в интернете не каждый является тем, за кого себя выдает. Прикинуться кем-то другим ничего не стоит, надеть любую маску. Объясните, что не стоит сближаться с незнакомцами в сети, тем более планировать с ними личную встречу. Расскажите детям, что никогда не следует встречаться с друзьями из интернета, что эти люди могут оказаться не теми, за кого себя выдают.

    СОВЕТ 6

    Поговорите с детьми о том, что нужно уважать взгляды других людей!
    Поясните, что каждый имеет право на личное мнение, что свое мнение можно высказывать, но нужно при этом воздерживаться от грубости. Словесные перепалки в сети могут быстро выйти из-под контроля.
    Обязательно объясните детям, что если они видят или слышат в сети что-то, что вызывает у них беспокойство и настороженность, нужно резко прекратить использование программы или сайта, показать эту ситуацию родителям и обсудить с ними, как нужно обезопасить себя и свой компьютер в таких ситуациях.

    СОВЕТ 7

    Обязательно установите хороший антивирус, удостоверьтесь, что он активирован и постоянно обновляется. Устаревшие версии не могут гарантировать защиту от вредоносного ПО. Вместе с детьми установите двойную авторизацию для входа на личные страницы в социальных сетях.

    СОВЕТ 8

    Предупредите детей о том, что нельзя открывать никакие неизвестные сообщения, что опасная ссылка может прийти и от "взломанного" знакомого/друга/педагога, поэтому лучше сначала уточнить (например, позвонив по телефону), что такое он вам прислал. Объясните, что никогда не нужно запускать неизвестные файлы, особенно с расширением .exe, что нужно внимательно проверять адреса ссылок, логотипы, текст и отправителя сообщений и что никогда не надо отвечать на спам. Расскажите, что в результате таких "переходов" и "скачиваний" файлов можно потерять доступ к своему компьютеру, а страничкой в одноклассниках или ВКонтакте может завладеть злоумышленник.

    СОВЕТ 9

    Дети должны знать, что если им в мессенджер пришла просьба от знакомого/друга/педагога с просьбой, например, срочно выслать денег, ничего нельзя отправлять! Нужно сразу же сообщить об этом родителям и вместе с ними перезвонить этому человеку и удостовериться, что его аккаунт не был взломан злоумышленниками.

    СОВЕТ 10

    Научите детей уважать других, убедитесь, что они знают о том, что правила хорошего тона действуют везде — даже в онлайн-пространстве.
    Объясните детям, что и в интернете, и в реальной жизни разница между правильным и неправильным одинакова.

    СОВЕТ 11 — главный!

    Контролируйте действия детей в сети с помощью современных программ, которые отфильтруют вредное содержимое, помогут выяснить, какие сайты посещает ребенок и что он там делает. 

    Педагогам

    В помощь учителю младших классов

    • Урок по теме «Безопасный и полезный интернет», рассчитанный на учащихся 2--4 классов (разработан компанией МТС совместно с сотрудниками факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова и Фонда Развития Интернет). Тематика и методика урока спроектированы таким образом, чтобы дать школьникам наиболее полное представление о разных сторонах использования сети Интернет — как положительных, так и отрицательных (презентация к уроку,).
    • 021099dfc27a1e083959c080d4ae5ba5.jpg Материалы к уроку в начальных классах. Анимированная презентация. Дополнительно - примерный конспект урока.

      Скачать (.pptx, 12.8 Mb)

      Скачать конспект (.doc, 98 Kb)

      Urok_1-4_2-01.jpg Материалы к уроку в младших классах Скачать (.pptx, 1.3 Mb)
      deti_9-11zvuk.jpg Презентация для детей 9-11 лет для использования на уроке по вопросам защиты персональных данных Скачать (.pptx, 18.6 Mb)

      Для отбора содержания урока могут быть использованы следующие материалы:

    • Сайт «Дети РоссииОнлайн» (видеоматериалы, материалы электронного журнала «Дети в информационном обществе», материалы Линии помощи), а также материалы других сайтов, содержащих информацию по безопасному использованию сети Интернет.
    • Сайт «Началка.ком», материалы по безопасному интернету (учебное видео «Как обнаружить ложь и остаться правдивым в Интернете»);
    • Сайт федерального проекта по борьбе с мобильным мошенничеством компании МегаФон в разделах «Виды мошенничества» и «Наши рекомендации», а также советы родителям;
    • Сайт «i-deti.org» законодательство в сфере информационной безопасности и другие разделы, содержащие материалы по теме «Безопасный интернет для детей».

    В помощь учителю среднего звена:

    1. Беседу с учащимися можно организовать по материалам презентации.

    2. Примерные вопросы для обсуждения круглого стола «Основы безопасности в сети Интернет»:

    Работе круглого стола предшествует предварительная подготовка обучающихся по предложенной тематике. Перечень вопросов для обсуждения выявляется в результате анкетирования обучающихся. Анкетирование лучше проводить в форме анонимного опроса как на бумажных носителях, так и в электронном виде.

    3. Темы для докладов учащихся могут быть следующими:

    • Правила поведения в Сети с мошенниками и злоумышленниками, или Как не стать жертвой сетевых шуток и розыгрышей.
    • Троян-вымогатель в социальной сети “ВКонтакте” или наказание для особо любопытных.
    • Клевета в Интернете.
    • Безопасные пароли.
    • Как избавиться от своих материалов, опубликованных на посторонних ресурсах.
    • Доступ к чужой переписке: правда или миф?
    • Тестирования через Интернет.
    • Как не испортить себе настроение при общении в Сети и не опуститься до уровня «веб-агрессора».
    • Как уберечь свою персональную информацию в Интернете, если вы общаетесь в социальных сетях.
    • Сетевые сообщества в играх.
    • Секты в Интернете.

    4. По итогам проведения урока проводится итоговое анкетирование по теме «Безопасный интернет».

    020a3f71b63b88f17f6b4ba7ce5c4a74.jpg Материалы к уроку в средних классах Скачать (.pptx, 5.3 Mb)
    Urok-5-9_2-01.jpg Материалы к уроку в средних классах. Презентация в обновленном дизайне. Скачать (.pptx, 4.2 Mb)
    Deti_12-14_zvuk.jpg Презентация для детей 12-14 лет для использования на уроке по вопросам защиты персональных данных Скачать (.pptx, 22.8 Mb)

    Полезные ссылки:

    В помощь учителю старшего звена:

    • Перечень вопросов для обсуждения выявляется в результате анкетирования обучающихся. Анкетирование лучше проводить в форме анонимного опроса как на бумажных носителях, так и в электронном виде.
    • Примерный план-конспект урока на тему «БезОпасный Интернет» приведён в План урока 9-11 кл.
    • По итогам проведения урока проводится итоговое анкетирование по теме «Безопасный интернет».
    9aa484e88c54496ef5c1c26d1d1c8763.jpg Материалы к уроку в старших классах Скачать (.pptx, 3.6 Mb)

    Полезные ссылки:


    59a9e488720e62e60b5c9abc62672588.jpg Методические рекомендации по проведению уроков безопасного интернета в школах Скачать (.doc, 603.3 Kb)
    42ff6deeb910fd43b24abe06b30dfdbe.jpg Программа для тестирования знаний по интернет-безопасности. Исполняемый файл в архиве. Не требует установки. Для использования требуется компьютер под управлением Windows с установленным Microsoft Framework 4.0 Скачать (.pptx, 10.6 Mb)

    Источники: http://www.ligainternet.ru/

    https://pd.rkn.gov.ru/

    Интернет-ресурсы для педагогических работников

    Методические и справочные материалы

    Материалы к урокам безопасного интернета

    В рамках урока «Интернет-безопасность» в начальных классах целесообразно ознакомить обучающихся:

    • с правилами ответственного и безопасного поведения в современной информационной среде, способах защиты от противоправных посягательств в сети Интернет и мобильной (сотовой) связи;
    • как критически относиться к сообщениям в СМИ (в т.ч. электронных), мобильной (сотовой) связи, как отличить достоверные сведения от недостоверных, как избежать вредной и опасной для них информации, как распознать признаки злоупотребления их доверчивостью и сделать более безопасным свое общение в сети Интернет;
    • как общаться в социальных сетях (сетевой этикет), не обижая своих виртуальных друзей, и избегать выкладывания в сеть компрометирующую информацию или оскорбительные комментарии и т.д.

    Большое значение для эффективности урока Интернет-безопасности имеет не только содержание, но и форма его проведения. Целесообразно использовать для 1-4 классов - урок-путешествие, урок-викторину, урок-соревнование, урок-игру, беседу.

    В ходе урока «Интернет-безопасность» в среднем звене целесообразно познакомить обучающихся:

    Возможны следующие формы проведения урока: урок - пресс-конференция, урок-викторина, урок-соревнование, урок-презентация проектов, урок-практикум, урок-встреча с системными администраторами и т.д.

    В рамках урока «Интернет-безопасность» в старших классах целесообразно познакомить обучающихся:

    Необходимо обеспечить обучающихся инструкциями по безопасному общению в чатах; советами по профилактике и преодолению Интернет-зависимости; общими правилами по безопасности детей в сети Интернет. Обеспечить обучающихся информацией о программном обеспечении, позволяющим осуществлять безопасную работу в сети Интернет, контентной фильтрации.

    Возможные формы проведения урока в 9-11 классах - лекция, деловая игра, урок-презентация проектов, мозговой штурм «Интернет-безопасность», дискуссия, дебаты, встреча со специалистами медиа-сферы, системными администраторами и т.д.

    Дополнительные методические материалы

    Интернет-ресурсы для педагогических работников:

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике