Школьный театр
Творчество – это естественное состояние ребенка, через которое он познает себя и окружающий мир. Оно является неотъемлемой частью развития ребенка как личности. Поэтому главная задача педагога дополнительного образования – развивать творческие способности детей, сохраняя их непосредственность и индивидуальность. При этом очень важно дать ребенку свободу для импровизации, чтобы развить его самостоятельность и укрепить веру в собственные силы.
Театрализованная деятельность отлично подходит для этих целей, так как является синтетическим и коллективным видом творчества, который дает возможность развить и проявить пластические, пантомимические, артикуляционные и хореографические навыки ребенка.
Особую роль театрализованная деятельность играет в образовании детей 7-16 лет, так как в этом возрасте формируется самооценка ребенка и многие личностные качества.
Отличием данной программы от уже существующих является то, что она рассчитана на детей с ОВЗ. Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. У таких детей очень часто наблюдаются нарушения всех сторон психической деятельности: внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы.
Направленность программы
Рабочая программа реализуется по направлению развития личности «социальное».
Новизна программы
Новизной программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию подростка средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера, композитора спектакля; принцип креативности - предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Актуальность
Программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Педагогическая целесообразность.
Данная программа рассчитана для школьников 10 - 15 лет и обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами,
любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа, призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный: запас, сформировать нравственно - эстетические чувства.
Обеспечить системный подход к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Сформировать устойчивый интерес к искусству.
Задачи:
1.Социализация:
- развитие и овладение навыками межличностного общения и сотрудничества, развитие самоуважения и взаимоуважения учащихся;
- активизация познавательных интересов - ученье с увлечением;
- развитие основных высших физических функций: внимания, памяти, мышления, воображения;
- воспитание самостоятельности и ответственности, развитие самоконтроля.
2. Эмоционально - личностная сфера:
- коррекция страхов;
- овладение навыками внутреннего раскрепощения;
- развитие самопознания и овладение навыками саморегуляции;
- развитие воображения;
- развитие драматургического мышления.
3.Технические навыки:
- формирование грамотного звукоизвлечения и звукопроизношения:
- обучение владению навыками правильного дыхания;
- обучение владению навыками верной артикуляции;
- обучение владению навыками дикционного звукопроизношения;
Условия реализации программы
Программа коррекционной работы, составлена в соответствии с учетом индивидуальных особенностей психического развития контингента воспитанников с ОВЗ и на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Закона РФ от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании»
- Оперативные Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Международная Конвенция "О правах ребенка" от 20 ноября 1989 года
- Письма Минобразования РФ от 22 января 1998 г «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования»
- Письма Минобразования РФ от 27 июня 2003 года №28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования»
- Письма Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 года № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми инвалидами»
- Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении» ( с изменениями от 23 декабря 2002 года, 20 июля 2007 года, 18 августа 2008 года, 10 марта 2009 года)
Содержание программы
Программа состоит из четырёх разделов, работа над которыми продолжается параллельно в течение учебного года.
1 раздел.
«Основы театральной культуры». Данный раздел призван познакомить учащихся с театром, как видом искусства: дать понятие, узнать, что даёт театральное искусство в формировании личности. Он включает в себя беседы, видео просмотры и аудио прослушивание.
Задачи.
Совершенствовать художественный вкус учащихся, воспитывать их нравственные и эстетические чувства, научить чувствовать и ценить красоту.
2 раздел.
«Ритмопластика». Раздел включает в себя ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей учащихся, развитие свободы и выразительности телодвижений.
Задачи
- Учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию.
- Закреплять умения легко, ритмично и выразительно двигаться под музыку, четко выполнять танцевальные движения, творчески исполнять знакомые движения в свободных плясках, импровизациях, играх.
3 раздел.
«Культура и техника речи, мимики, эмоций, жестов» - объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть мелкой мускулатурой лица, правильной артикуляцией, чёткой дикцией, разнообразной интонацией. Сюда включены игры со словами, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
Задачи
- Развивать умение распознавать основные человеческие эмоции (радость, страх и др.) по определенным признакам.
- Обучать элементам художественно-образных выразительных средств (интонации, мимике и пантомиме).
- Совершенствовать художественно-образные исполнительские умения.
- Развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительных и пантомимических действий.
4 раздел.
«Подготовка спектакля» - Развитие актерских умений и навыков воображения, сценического внимания, предлагаемых обстоятельствах, и перевоплощения. Развитие игрового поведения, эстетического чувства, находчивости, способности творчески относиться к любому делу, умений общения со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях, формирование навыков действия с воображаемыми предметами. Рздел является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя работу с этюдами, постановку спектакля, подготовку номеров к различным праздникам.
РЕКЛАМА
Задачи
- Развивать фантазию, воображение, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность средствами театрального искусства..
- Развитие умения действовать словом, вызывать отклик зрителя, влиять на их эмоциональное состояние, научиться пользоваться словами выражающие основные чувства.
- Вырабатывать у учащихся умения создавать собственные постановки театрализованных мероприятий.
- Дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области такого вида искусства, как театр.
Форма проведения работы
Занятия проходят в форме бесед, игр и репетиций индивидуально и группами по 6-10 человек. Место проведения – актовый зал. Продолжительность занятия 40 минут, в зависимости от возраста детей и их психологических особенностей.
Индивидуально-групповые занятия, система творческих игр и упражнений, тренинги, беседы, спектакли и праздники, создание проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого активных совместных поисков.
Принципы проведения занятий:
- Наглядность в обучении - осуществляется на восприятии наглядного материала.
- Доступность - занятие составлено с учетом возрастных особенностей, построенного по принципу дидактики (от простого к сложному)
- Проблемность - направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций.
- Развивающий и воспитательный характер обучения – для расширение кругозора, для развитие патриотических чувств и познавательных процессов.
Ожидаемые результаты.
За 1 год реализации программы планируется достижение следующих метапредметных результатов, которые включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные и коммуникативные):
Регулятивные
1. Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать свои действия для реализации задач, прогнозировать результаты, осмысленно выбирать способы и приёмы действий, корректировать работу по ходу выполнения.
2. Выбирать для выполнения определённой задачи различные средства: литературу, ИКТ.
3.Осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов.
4. Оценивать результаты собственной деятельности.
5. Адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками.
6. Регулировать своё поведение в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями.
Познавательные:
1. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
2. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы и осваивать новые приёмы, способы.
Коммуникативные:
1.Владеть диалоговой формой речи.
2. Оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
3. Формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании собеседника, отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.
4. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре. Договариваться и приходить к общему решению.
5. Участвовать в работе группы: распределять обязанности, планировать свою часть работы; задавать вопросы, уточняя план действий; выполнять свою часть обязанностей, учитывая общий план действий и конечную цель; осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль и взаимопомощь.
6. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
В результате реализации программы планируется достижение следующих личностных результатов.
Художественно-эстетическое развитие:
• приобщение к высокохудожественной литературе, музыке, фольклору;
• развитие воображения;
• приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;
• создание выразительного художественного образа;
• формирование элементарных представлений о видах искусства;
• реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
Физическое развитие:
• согласование действий и сопровождающей их речи;
• умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа;
• выразительность исполнения основных видов движений;
• развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.
Во время прохождения учебной программы у воспитанника сформируются элементарные навыки актерского мастерства, артикуляции, сценической пластики и пантомимы. Дети станут самостоятельнее и увереннее в себе на сцене и в жизни, а так же более эмоционально отзывчивыми.
К концу первого года обучения ученик:
ЗНАЕТ:
1. Что такое театр
2. Чем отличается театр от других видов искусств
3. С чего зародился театр
4. Какие виды театров существуют
5. Кто создаёт театральные полотна (спектакли)
ИМЕЕТ ПОНЯТИЯ:
1. Об элементарных технических средствах сцены
2. Об оформлении сцены
3. О нормах поведения на сцене и в зрительном зале
УМЕЕТ:
1. Направлять свою фантазию по заданному руслу
2. Образно мыслить
3. Концентрировать внимание
4. Ощущать себя в сценическом пространстве
ПРЕОБРЕТАЕТ НАВЫКИ:
1. Общения с партнером (одноклассниками)
2. Элементарного актёрского мастерства
3. Образного восприятия окружающего мира
4. Адекватного и образного реагирования на внешние раздражители
5. Коллективного творчества
А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
Дата план |
Дата |
1 |
Театральная игра. Вводное занятие |
1 |
5.09 |
|
2 |
Театральная игра" Веселые артисты" |
1 |
12.09 |
|
3 |
Формы сценической деятельности. |
1 |
19.09 |
|
4 |
Ритмопластика. Беседа о сценическом движении как о средстве выразительности и его особенностях. |
1 |
26.09 |
|
5 |
Ритмопластика массовых сцен и образов. |
1 |
3.10 |
|
6 |
Культура и техника речи. Что значит красиво говорить? Беседа о словах паразитах речи. |
1 |
10.10 |
|
8 |
Интонация, динамика речи, темп речи. Практикум. |
1 |
17.10 |
|
9 |
Сценическая речь во взаимодействии со сценическим движением, фонограмма. |
1 |
27.10 |
|
10 |
Театрализация, репетиционная деятельность. Сценарий и правила работы с ним. |
1 |
7.11. |
|
11 |
Игровое занятие "Кого бы я хотел сыграть". |
1 |
14.11 |
|
12 |
Прочтение сценария. Обсуждение сценария. Распределение ролей . |
1 |
21.11 |
|
13 |
Чтение по ролям. Работа над дикцией. |
1 |
28.11 |
|
14-17 |
Репетиционная деятельность. |
4 |
5.12 12.12 19.12 26.12 |
|
18- 19 |
Оформление зала, сцены, подбор костюмов. |
2 |
9.01 16.01 |
|
20 |
Генеральная репетиция. |
1 |
23.01 |
|
21 |
Экскурсия в районный Дом культуры. Просмотр спектакля. |
1 |
30.01 |
|
22 |
Прочтение сценария сказки "Репка". Обсуждение сценария. Распределение ролей сказки. |
1 |
6.02 |
|
23 |
Чтение сказки по ролям. Работа над дикцией. |
1 |
13.02 |
|
24-25 |
Репетиционная деятельность. |
2 |
20.02 27.02 |
|
26 |
Подбор костюмов, реквизита. |
1 |
5.03 |
|
27 |
Премьера спектакля. |
1 |
12.03 |
|
28 |
Ритмопластика массовых сцен и образов. |
1 |
19.03 |
|
29 |
Сценическая речь во взаимодействии со сценическим движением, фонограмма. |
1 |
2.04 |
|
30 |
Культура и техника речи. Что значит красиво говорить? Беседа о словах паразитах речи. |
1 |
9.04 |
|
31 |
Занятие "Театральный костюм" |
1 |
16.04 |
|
32-33 |
Постановка кукольного театра «Колобок» |
2 |
23.04 7.05 |
|
34 |
Итоговое занятие. Наши результаты, достижения. |
1 |
17.05 |
|
Итого |
34ч |
Фотоальбом





