ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №6»
г.Благодарный, Благодарненский городской округ, Ставропольский край
  • Школьный театр

         Творчество – это естественное состояние ребенка, через которое он познает себя и окружающий мир. Оно является неотъемлемой частью развития ребенка как личности. Поэтому главная задача педагога дополнительного образования – развивать творческие способности детей, сохраняя их непосредственность и индивидуальность. При этом очень важно дать ребенку свободу для импровизации, чтобы развить его самостоятельность и укрепить веру в собственные силы.

         Театрализованная деятельность отлично подходит для этих целей, так как является синтетическим и коллективным видом творчества, который дает возможность развить и проявить пластические, пантомимические, артикуляционные и хореографические навыки ребенка.

          Особую роль театрализованная деятельность играет в образовании детей 7-16 лет, так как в этом возрасте формируется самооценка ребенка и многие личностные качества.

         Отличием данной программы от уже существующих является то, что она рассчитана на детей с ОВЗ. Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. У таких детей очень часто наблюдаются нарушения всех сторон психической деятельности: внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы.

    Направленность программы

          Рабочая программа реализуется по направлению развития личности «социальное».

    Новизна программы

          Новизной программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию подростка средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера, композитора спектакля; принцип креативности - предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

    Актуальность

          Программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.

    Педагогическая целесообразность.

          Данная программа рассчитана для школьников 10 - 15 лет и обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами,
    любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа, призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный: запас, сформировать нравственно - эстетические чувства.

           Обеспечить системный подход к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Сформировать устойчивый интерес к искусству.

    Задачи:

    1.Социализация:

    • развитие и овладение навыками межличностного общения и сотрудничества, развитие самоуважения и взаимоуважения учащихся;
    • активизация познавательных интересов - ученье с увлечением;
    • развитие основных высших физических функций: внимания, памяти, мышления, воображения;
    • воспитание самостоятельности и ответственности, развитие самоконтроля.

    2. Эмоционально - личностная сфера:

    • коррекция страхов;
    • овладение навыками внутреннего раскрепощения;
    • развитие самопознания и овладение навыками саморегуляции;
    • развитие воображения;
    • развитие драматургического мышления.

    3.Технические навыки:

    • формирование грамотного звукоизвлечения и звукопроизношения:
    • обучение владению навыками правильного дыхания;
    • обучение владению навыками верной артикуляции;
    • обучение владению навыками дикционного звукопроизношения;

     Условия реализации программы

    Программа коррекционной работы, составлена в соответствии с учетом индивидуальных особенностей психического развития контингента воспитанников с ОВЗ и на основании следующих нормативно-правовых документов:

    • Закона РФ от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании»
    • Оперативные Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья
    • Международная Конвенция "О правах ребенка" от 20 ноября 1989 года
    • Письма Минобразования РФ от 22 января 1998 г «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования»
    • Письма Минобразования РФ от 27 июня 2003 года №28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования»
    • Письма Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 года № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми инвалидами»
    • Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении» ( с изменениями от 23 декабря 2002 года, 20 июля 2007 года, 18 августа 2008 года, 10 марта 2009 года)

       

    Содержание программы

    Программа состоит из четырёх разделов, работа над которыми продолжается параллельно в течение учебного года.

    1 раздел.

    «Основы театральной культуры». Данный раздел призван познакомить учащихся с театром, как видом искусства: дать понятие, узнать, что даёт театральное искусство в формировании личности. Он включает в себя беседы, видео просмотры и аудио прослушивание.

    Задачи.

    Совершенствовать художественный вкус учащихся, воспитывать их нравственные и эстетические чувства, научить чувствовать и ценить красоту.

    2 раздел.

    «Ритмопластика». Раздел включает в себя ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей учащихся, развитие свободы и выразительности телодвижений.

    Задачи

    • Учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию.
    • Закреплять умения легко, ритмично и выразительно двигаться под музыку, четко выполнять танцевальные движения, творчески исполнять знакомые движения в свободных плясках, импровизациях, играх. 

    3 раздел.

    «Культура и техника речи, мимики, эмоций, жестов» - объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть мелкой мускулатурой лица, правильной артикуляцией, чёткой дикцией, разнообразной интонацией. Сюда включены игры со словами, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

    Задачи

    • Развивать умение распознавать основные человеческие эмоции (радость, страх и др.) по определенным признакам.
    • Обучать элементам художественно-образных выразительных средств (интонации, мимике и пантомиме).
    • Совершенствовать художественно-образные исполнительские умения.
    • Развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительных и пантомимических действий.

    4 раздел.

    «Подготовка спектакля» - Развитие актерских умений и навыков воображения, сценического внимания, предлагаемых обстоятельствах, и перевоплощения. Развитие игрового поведения, эстетического чувства, находчивости, способности творчески относиться к любому делу, умений общения со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях, формирование навыков действия с воображаемыми предметами. Рздел является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя работу с этюдами, постановку спектакля, подготовку номеров к различным праздникам.

    РЕКЛАМА

    Задачи

    • Развивать фантазию, воображение, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность средствами театрального искусства..
    • Развитие умения действовать словом, вызывать отклик зрителя, влиять на их эмоциональное состояние, научиться пользоваться словами выражающие основные чувства.
    • Вырабатывать у учащихся умения создавать собственные постановки театрализованных мероприятий.
    • Дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области такого вида искусства, как театр.

     Форма проведения работы

    Занятия проходят в форме бесед, игр и репетиций индивидуально и группами по 6-10 человек. Место проведения – актовый зал. Продолжительность занятия 40 минут, в зависимости от возраста детей и их психологических особенностей.

    Индивидуально-групповые занятия, система творческих игр и упражнений, тренинги, беседы, спектакли и праздники, создание проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого активных совместных поисков.

     Принципы проведения занятий:

    1. Наглядность в обучении - осуществляется на восприятии наглядного материала.
    2. Доступность - занятие составлено с учетом возрастных особенностей, построенного по принципу дидактики (от простого к сложному)
    3. Проблемность - направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций.
    4. Развивающий и воспитательный характер обучения – для расширение кругозора, для развитие патриотических чувств и познавательных процессов.

     Ожидаемые результаты.

    За 1 год реализации программы планируется достижение следующих метапредметных результатов, которые включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные и коммуникативные):

    Регулятивные

    1. Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать свои действия для реализации задач, прогнозировать результаты, осмысленно выбирать способы и приёмы действий, корректировать работу по ходу выполнения.

    2. Выбирать для выполнения определённой задачи различные средства: литературу, ИКТ.

    3.Осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов.

    4. Оценивать результаты собственной деятельности.

    5. Адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками.

    6. Регулировать своё поведение в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями.

    Познавательные:

    1. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

    2. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы и осваивать новые приёмы, способы.

    Коммуникативные:

    1.Владеть диалоговой формой речи.

    2. Оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

    3. Формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании собеседника, отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

    4. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре. Договариваться и приходить к общему решению.

    5. Участвовать в работе группы: распределять обязанности, планировать свою часть работы; задавать вопросы, уточняя план действий; выполнять свою часть обязанностей, учитывая общий план действий и конечную цель; осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль и взаимопомощь.

    6. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

    В результате реализации программы планируется достижение следующих личностных результатов.

    Художественно-эстетическое развитие:

    • приобщение к высокохудожественной литературе, музыке, фольклору;

    • развитие воображения;

    • приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;

    • создание выразительного художественного образа;

    • формирование элементарных представлений о видах искусства;

    • реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

    Физическое развитие:

    • согласование действий и сопровождающей их речи;

    • умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа;

    • выразительность исполнения основных видов движений;

    • развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.

    Во время прохождения учебной программы у воспитанника сформируются элементарные навыки актерского мастерства, артикуляции, сценической пластики и пантомимы. Дети станут самостоятельнее и увереннее в себе на сцене и в жизни, а так же более эмоционально отзывчивыми.

    К концу первого года обучения ученик:

    ЗНАЕТ:

    1. Что такое театр

    2. Чем отличается театр от других видов искусств

    3. С чего зародился театр

    4. Какие виды театров существуют

    5. Кто создаёт театральные полотна (спектакли)

    ИМЕЕТ ПОНЯТИЯ:

    1. Об элементарных технических средствах сцены

    2. Об оформлении сцены

    3. О нормах поведения на сцене и в зрительном зале

    УМЕЕТ:

    1. Направлять свою фантазию по заданному руслу

    2. Образно мыслить

    3. Концентрировать внимание

    4. Ощущать себя в сценическом пространстве

    ПРЕОБРЕТАЕТ НАВЫКИ:

    1. Общения с партнером (одноклассниками)

    2. Элементарного актёрского мастерства

    3. Образного восприятия окружающего мира

    4. Адекватного и образного реагирования на внешние раздражители

    5. Коллективного творчества

    А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.

    Календарно-тематическое планирование  

    п/п

    Тема

    Количество часов

    Дата

    план

    Дата

    1

    Театральная игра. Вводное занятие

    1

     5.09

    2

    Театральная игра" Веселые артисты"

    1

     12.09

    3

    Формы сценической деятельности.

    1

     19.09

    4

    Ритмопластика. Беседа о сценическом движении как о средстве выразительности и его особенностях.

    1

     26.09

    5

    Ритмопластика массовых сцен и образов.

    1

     3.10

    6

    Культура и техника речи. Что значит красиво говорить? Беседа о словах паразитах речи.

    1

     10.10

    8

    Интонация, динамика речи, темп речи. Практикум.

    1

     17.10

    9

    Сценическая речь во взаимодействии со сценическим движением, фонограмма.

    1

     27.10

    10

    Театрализация, репетиционная деятельность. Сценарий и правила работы с ним.

    1

     7.11.

    11

    Игровое занятие "Кого бы я хотел сыграть".

    1

    14.11 

    12

    Прочтение сценария. Обсуждение сценария. Распределение ролей .

    1

     21.11

    13

    Чтение по ролям.

    Работа над дикцией.

    1

     28.11

    14-17

    Репетиционная деятельность.

    4

     5.12

    12.12

    19.12

    26.12

    18-

    19

    Оформление зала, сцены, подбор костюмов.

    2

     9.01

    16.01

    20

    Генеральная репетиция.

    1

     23.01

    21

    Экскурсия в районный Дом культуры.

    Просмотр спектакля.

    1

    30.01

     22

    Прочтение сценария сказки "Репка". Обсуждение сценария. Распределение ролей сказки.

    1

     6.02

    23

    Чтение сказки по ролям.

    Работа над дикцией.

    1

     13.02

    24-25

    Репетиционная деятельность.

    2

    20.02

    27.02

    26

    Подбор костюмов, реквизита.

    1

     5.03

    27

    Премьера спектакля.

    1

     12.03

    28

    Ритмопластика массовых сцен и образов.

    1

     19.03

    29

    Сценическая речь во взаимодействии со сценическим движением, фонограмма.

    1

    2.04

    30

    Культура и техника речи. Что значит красиво говорить? Беседа о словах паразитах речи.

    1

    9.04

    31

    Занятие "Театральный костюм"

    1

     16.04

    32-33

    Постановка кукольного театра

    «Колобок»

    2

     23.04

    7.05

    34

    Итоговое занятие.

    Наши результаты, достижения.

    1

     17.05

    Итого

    34ч

                                             Фотоальбом

    Наши выступления (видео)

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике